Ренерво Дашо

Неожиданные последствия

(перевод с эсперанто Вячеслава Иванова)

Выходя из эсперанто-клуба, он был доволен: по меньшей мере двое из присутствовавших стали вникать в суть, погружаться в атмосферу гомаранизма, этого основного стержня международного языка. До сих пор они приходили лишь позабавиться второстепенными вещами. Теперь же ситуация понемногу меняется. Думая так, он шёл сквозь тёплую ночь к своей машине. Когда он уже вставил ключ в дверь, черная тень бесшумно выплыла рядом:

"Руки вверх! Деньги! Быстро!"

Сначала Йохан испугался и повиновался. Он даже поднял руки повыше - так, может, какой-нибудь случайный прохожий заметит ограбление.

"Поторопись! Деньги или ты умрешь!" - напирал голос, одновременно бандит вдавил жесткое дуло пистолета в ребра Йохана. Это воспламенило в атакованном его глубокую ненависть к жуликам, взяточникам, грабителям, ко всякого рода паразитам, которые предпочитают личные выгоды в ущерб гармоничному развитию человеческого общества. Такое яркое негодование породило в Йохане дикую силу. Его левая рука молниеносно выбила пистолет, выстрел разбил стекло соседней машины. Одновременно правый кулак Йохана нанес ужасный удар по лицу злоумышленника.

В детстве Йохан занимался боксом. Поэтому удар его кулака оказался очень удачным. Нападавший упал на землю, и нога Йохана крепко прижала его горло к земле.

"Помогите! Грабят!" - крикнул Йохан. Подбежали двое полицейских.

В суде дело было совершенно ясным. Однако грабитель получил некоторое смягчение приговора благодаря своему адвокату. Последний заявил, что его клиент ранее вел себя безупречно и что лишь крайняя нужда вынудила его к преступлению. К тому же, он потерял голос, когда потерпевший придавил его шею к земле. Йохан несколько сожалел, но не очень сильно. Он ведь имел право защищаться, спасать себя от угрозы смерти. Значительно больше он переживал за молодую женщину, наблюдавшую за судебным процессом сквозь слёзы. Ее ровные, черные как смоль волосы обрамляли бледное лицо. "Это жена грабителя", - ответил адвокат Йохана на вопрос о ней.

Йохан не мог понять, как такая женщина может быть замужем за преступником. Видимая боль во всем ее облике однако пробудила в Йохане глубокое сочувствие. Такие чувства, как любовь к человечеству, ненависть ко всем негодяям, сочувствие к бедным были сильными стимулами его жизни. Итак, по прошествии нескольких дней Йохан достал адрес этой несчастной и письмом попросил о встрече в тихом кафе.

Она пришла вовремя, была несколько недоверчива. Сразу объяснив, что у нее нет денег что-нибудь заказать, она, однако, не отказалась от кофе. Йохан выразил свое сожаление по поводу случившегося. Но, ясное дело, он должен был защищаться. Она понимала это. Но не смотря на это Йохан спросил несколько извиняющимся голосом:

- Скажите, почему ваш муж напал на меня?

- Он не нападал на вас. Отчаявшись, он пытался достать денег, потому что я и моя трёхлетняя дочка голодаем. Месяцами он и я не могли найти работы, никакой работы. Теперь я не знаю, что делать. Три года он будет в тюрьме.

Слезы появились на ее больших глазах. Йохан почувствовал себя неловко и беспомощно. В некотором замешательстве он спросил:

- Что вы умеет делать?

- Убирать, мыть, - пробормотала она.

- Ждите меня завтра в это же время здесь. Я найду работу для вас.

На этих словах он расплатился и быстро ушел. Женские слезы смущали его, подрывали уверенность.

Телефонные звонки знакомым и друзьям были безрезультатны. Но он не хотел отказываться от своего обещания, не собирался признать поражения. Поэтому он предложил ей убирать его холостяцкое жилище, хотя он вообще не любил, и даже не выносил, прислуги. После развода за два года у него работали уже три женщины. Все они раздражали его своим шумом, запахом, неловкостью. И Йохан предпочитал убирать сам, игнорируя по необходимости беспорядок и грязь. Вот почему он с недоверием отнесся к только что сделанной договоренности. Но он ошибся. Присутствие жены грабителя не стесняло его - оно даже было приятно. Из-за этого он даже начал подозревать, что с самого начала именно любовная симпатия скрывалась в нем за сочувствием.

"Деньги, которые ваш муж требовал с оружием в руках, вы получили без всякого оружия", - сказал он как-то, улыбнувшись. Но ей шутка не понравилась, и он извинился.

Так из ее благодарной мягкости и его покровительства постепенно развились нежные отношения как следствие вооруженного ограбления. Однако еженедельно в приемные часы жена ходила в тюрьму. Возвращаясь оттуда, она выглядела грустнее обычного. Это беспокоило Йохана. "Не пользуюсь ли я ею и её стеснённым положением?" - задумывался он. Однажды ночью, обнимаясь с ней в постели, он спросил с сомнением:

- Ты еще любишь своего мужа?

Немного поколебавшись, она признала:

- Очень может быть... Его поступок... или проступок - он ведь совершил его ради меня и дочери. Кроме того, понимаешь… он был моим первым мужчиной.

Да, он понимал. Хотя понятое никак ему не нравилось.

- Когда он выйдет из тюрьмы, ты уйдёшь от меня?

Помолчав немного, она ответила с игривой улыбкой:

- Возможно, нет. У нас ведь есть ещё годы, чтобы разобраться в наших отношениях. Все в жизни может быть. К тому же, я бы могла жить и с ним, и с будто-мужем, ведь так? - дразнила она его шутливо.

Принимая игру, Йохан ответил:

- Ну, если ты согласишься на будто-жену и для меня. Всем равные права!

- Нельзя ли оставить такие решения на потом? - промурлыкала она, прижимаясь к нему, чтобы закончить разговор.


Обратно в коллекцию переводов

Зачем люди берут туры в Грецию? Чтобы купить качественную шубу и увидеть восхитительные церкви с голубыми куполами. Ну и конечно море там особенное.